Министерство образования Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет)
Международная ассоциация автомобильно-дорожного образования (МААДО)
Международный форум дорожных научно-исследовательских организаций (ИНТЕРДОРНИО)

Научно-техническая конференция

Первые Луканинские чтения

Пути решения энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе

(4-5 февраля 2003 года)

Программа

Организационный комитет:

Председатель - В.М.Приходько - ректор МАДИ (ГТУ), д-р техн.наук, проф.

Члены Оргкомитета:

В.П.Носов - проректор МАДИ(ГТУ) по научной работе, д-р техн. наук, проф.,
П.И.Поспелов - проректор МАДИ(ГТУ) по учебной работе, канд. техн. наук, проф.,
В.В.Сильянов - проректор МАДИ (ГТУ), д-р техн. наук, проф.,
Ю.В.Трофименко - зав. кафедрой МАДИ (ГТУ), д-р техн. наук, проф.,
М.Г.Шатров - зав. кафедрой МАДИ (ГТУ), канд. техн. наук, проф.,
И.В.Алексеев - д-р техн. наук., проф. МАДИ (ГТУ),
П.В.Сафронов - канд. техн. наук, доц. - ответственный секретарь.

В рамках конференции состоится презентация монографии ученых МАДИ (ГТУ) и Федерального института дорожного дела Германии (БАСТ) "Автомобильные дороги: безопасность движения, экологические проблемы, экономика. Российско-немецкий опыт", под редакцией В.Н.Луканина и К.Х.Ленца.
Составитель П.В.Сафронов
Редактор И.В.Алексеев
Регистрация участников конференции9.00 - 10.00
Работа конференции 1-й день: 10.00-18.00
2-й день: 10.00-17.30
Регламент работы доклады - 15 минут,
выступления на круглом столе - до 10 минут.

4 февраля, вторник (ауд.242)

10.00-10.10 Открытие конференции. Председатель оргкомитета, ректор МАДИ(ГТУ), д-р техн. наук, проф. Приходько В.М.
10.10-10.15 Выступление первого заместителя министра транспорта Российской Федерации Насонова А.П.
10.15-10.20 Ректор МАИ, член президиума РАН, член-корр. РАН Матвеенко А.М. Приоритетные направления науки и техники в области транспортных технологий.
10.20-11.00 Презентация монографии ученых МАДИ (ГТУ) и БАСТ "Автомобильные дороги: безопасность движения, экологические проблемы, экономика. Российско-немецкий опыт", под редакцией В.Н. Луканина и К.Х. Ленца.
11.00-11.40 Генеральный директор ГНЦ РФ ФГУП НАМИ канд. экон. наук, заслуженный экономист РФ Ипатов А.А. Концепция развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года.
11.40-12.20 Зам. генерального директора ФГУП НИИАТ канд. техн. наук Донченко В.В. Концепция экологически ориентированной транспортной политики Российской Федерации.
12.20-13.30 Перерыв.

Презентация монографии

Продолжающееся более десяти лет сотрудничество между МАДИ-ГТУ и Федеральным институтом дорожного дела Германии (БАСт) наряду с традиционными формами (обмен специалистами, результатами научных исследований, участие в конференциях и симпозиумах) обогатилось ещё одной - реализация совместного проекта - написание монографии объемом 40 авторских листов: "Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы и экономика. Российско-германский опыт", под редакцией член-корреспондента РАН, д.т.н., профессора В.Н.Луканина и президента БАСт, профессора К.Х.Ленца.

Книга на русском и немецком языках, работа над которой продолжалась более 1,5 лет, опубликована соответственно в России и Германии. Приветствия участникам проекта направили: Федеральный министр транспорта, строительства и жилья Германии, депутат Бундестага К. Бодевиг и первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации А.П.Насонов. В числе российских авторов: д.ф.-м.н., проф. А.П.Буслаев, д.т.н.. проф. А.П.Васильев, д.т.н., проф. В.П.Носов, проф. П.И.Поспелов, д.т.н., проф. В.В.Сильянов, д.т.н., проф. Н.А.Троицкая, д.т.н., проф. М.В.Яшина и д.т.н., проф. Ю.В.Трофименко. Руководил нами В.Н.Луканин. Этот труд оказался последним научным достижением в его жизни. Коллектив авторов с немецкой стороны в количестве 39 ученых и специалистов возглавлял президент БАСта, почетный профессор МАДИ (ГТУ) д-р К.Х.Ленц.

Впервые под одной обложкой российские и немецкие специалисты в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства представляют своё видение проблем автомобилизации (прежде всего ее дорожной составляющей), которая с одной стороны способствует экономическому и социальному развитию, сближению отдельных государств и народов, а с другой создаёт много неудобств, оказывает возрастающее негативное воздействие на окружающую природную и социальную среду.

Заторы на дорогах, дорожно-транспортные происшествия, транспортный шум, загрязнение воздуха, воды, почвы, ландшафтные нарушения, отчуждение земель под дорожно-транспортную инфрастуктуру - вот те проблемы, которые остро ощущаются на урбанизированных территориях с высокой плотностью дорожной сети и развитым уровнем моторизации. Они есть и в Германии, и в России.

Рассматриваемая книга - не сборник отдельных статей специалистов двух стран, а совместный труд, посвященный решению сложной комплексной проблемы - обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности автомобильных дорог с общей методологией, взаимоувязанной и взаимодополняющей тематикой, являющейся актуальной для обоих государств, сбалансированным содержанием.

В первом разделе приведены общие замечания, связанные с влиянием дорожно-транспортной инфраструктуры на безопасность движения и окружающую среду, социально-экономическое развитие России и Германии. Эти проблемы не имеют простых одномоментных решений и требуют не только больших финансовых и материальных затрат, которые могут не скоро окупиться, но и изменения стереотипов поведения владельцев автотранспортных средств, корректировок приоритетов государственной транспортной политики. В разделе рассмотрены подходы к обеспечению "разумной мобильности" путем создания интегрированных транспортных сетей (Германия) и управления (упорядочения) транспортных потоков на дорожной сети крупных городов с использованием специальных алгоритмов, касающихся вопросов рационализации конфигурации дорожной сети (Россия). Приведены принципы разработки таких алгоритмов, в частности, теоретические вопросы представления дорожной сети в виде геометрического графа сложной конфигурации, движения по такой сети (в виде графа) транспортных потоков, рационализации маршрутов отдельных транспортных средств на загруженной дорожной сети, прогнозирования плотности и интенсивности реального транспортного потока на сети, пропускной способности дорожной сети разной конфигурации и времени движения автомобилей на ней. Рассмотрены способы восстановления информации о характеристиках транспортных потоков на дорожной сети крупного города в режиме реального времени.

Во втором разделе рассмотрены нормативно-правовые основы дорожного строительства в России и в Германии, которые влияют на решение проблем обеспечения безопасности движения и экологической безопасности дорог. Приведены критерии качества дорог в наших странах, а также критерии дорожной и экологической безопасности, используемые при проектировании автомобильных дорог, процедуры оценки воздействия их на окружающую среду.

Третий раздел посвящен вопросам строительства, реконструкции и эксплуатации дорог в России и Германии, имеющим отношение к кругу рассматриваемых проблем. В частности приведены методы и результаты оценки технического состояния и эксплуатационных свойств дорог в России, а также принятый в Германии подход к строительству и реконструкции дорог, который базируются на анализе результатов многочисленных измерений и на сопутствующих теоретических разработках с целью максимального использования свойств строительных материалов и оптимизации характеристик несущих конструкций дорожных одежд. Подробно рассмотрены свойства используемых строительно-дорожных материалов, в том числе отходов промышленного производства. Пути решения экологически значимых проблем, таких как, защита дорог от снежных заносов в России, использование антигололедных реагентов при зимнем содержании дорог в Германии, строительство и содержание зеленых мостов, других экологически значимых дорожных сооружений, обустройство обочин, оборудование рабочих мест при реконструкции и ремонте дорог без остановки движения также изложены в данном разделе.

Четвертый раздел посвящен вопросам управления дорожным движением. Здесь приведены законодательные основы в России и Германии, результаты исследований последних лет ученых БАСт и МАДИ по вопросам формирования стратегии, разработки и использования современных технических средств управления движением (телематики), возможности полиции, влияние управления на окружающую среду и безопасность дорожного движения.

Пятый раздел посвящен вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Подробно рассмотрена статистика дорожно-транспортных происшествий в России, Германии, других странах мира. Рассмотрены методы определения и технологии ликвидации опасных участков на дорогах, влияние на вероятность образования ДТП качества дорожного покрытия и состава дорожного окружения, средств инженерного обустройства. Интересно сравнить приведенные в данном разделе программы обеспечения безопасности дорожного движения в России и Германии, а также тематику научных исследований в этой области, методы и результаты оценки ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Актуальный вопрос - обеспечение дорожной и экологической безопасности при организации перевозок опасных грузов - также рассмотрен в данном разделе.

Шестой и седьмой разделы посвящены проблемам образования, распространения и воздействия на человека транспортного шума и токсичных веществ, выделяющихся с отработавшими газами автомобильных двигателей, а также технические мероприятия по снижению этих видов воздействия. Рассмотрены взгляды на решение этих проблем в России и Германии. Представляют интерес результаты экспериментальной оценки влияния различных факторов на распространение автомобильных выбросов в атмосфере вблизи автомагистрали Кёльн-Ольпе (по данным 15-летних наблюдений специалистов БАСТа), методы и результаты оценки выбросов вредных веществ и расхода топлива транспортным потоком на дорожной сети крупного города.

В заключительном восьмом разделе приведены результаты интегральной оценки дорожно-транспортной нагрузки на окружающую среду с использованием разных критериев, полученные специалистами МАДИ.

Рассмотренные в книге методические подходы и предложения по их практической реализации, хоть и не могут решить все из перечисленных выше проблем, но позволяют, в принципе, выйти за рамки политических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей отдельных государств, взглянуть на дорожно-транспортную проблему, требующую государственного регламентирования (безопасность движения и экологическая безопасность дорог) с различных точек европейского континента, выявить и понять общие закономерности и перспективы, чтобы в итоге принимаемые меры были бы рациональными.

Появление монографии на русском и немецком языках должно способствовать не только знакомству специалистов наших стран с последними достижениями друг друга в области дорожной и экологической безопасности, но преодолению языкового барьера для желающих углубить свои знания в немецком или русском языках.

В недалёком прошлом мы и представить себе не могли, чтобы члены большого коллектива ученых-автодорожников России и Германии, не просто обменивались опытом, но совместно продуктивно работали над решением общей проблемы в интересах своих государств, других стран и народов, т.е. делали практические шаги в развитие процессов глобализации, как необходимых условий выживания и прогресса человечества.

Закончим выступление словами В.Н.Луканина из этой книги: ": Хочется надеяться что идеи, связанные с конкретизацией выдвинутых здесь теоретических подходов и методов, в ближайшем будущем будут усовершенствованы. Это случится, когда станут более понятными свойства дорожной сети, приведенных к ним транспортных потоков и связанные с этим выбросы отработавших газов, транспортный шум, безопасность дорожного движения."

Секция "Двигатели внутреннего сгорания"

1 заседание 4 февраля в 13.30 (ауд. 282)

Председатель секции - канд. техн. наук, проф. М.Г. Шатров
Зам. председателя - д-р техн. наук, проф. И.В. Алексеев
Ученый секретарь - канд. техн. наук, доц. П.В. Сафронов
Тел. (095)155-03-61
  1. Иващенко Н.А. (МГТУ им. Н.Э. Баумана) Концепция подготовки специалистов в области транспортного машиностроения.
  2. Звонов В.А., Козлов А.В. (ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", МАДИ(ГТУ)) Многозонная модель и программное обеспечение для расчета выбросов вредных веществ ДВС с искровым зажиганием.
  3. Захаров Е.А., Злотин Г.Н., Зорин В.Д., Федянов Е.А. (Волгоградский государственный технический университет) Способ работы ДВС с принудительным искровым зажиганием на обедненных смесях природного газа с воздухом.
  4. Мальчук В.И., Трусов В.И., Дунин А.Ю., Никитин Р.В., Беликов М.О. (МАДИ(ГТУ)) Системы совместной подачи альтернативных топлив в камеру сгорания дизеля.
  5. Голубков Л.Н., Трусов В.И., Эсмаилзаде Эбрахим (МАДИ(ГТУ)) Разработка методов, программ и результаты расчетных исследований элементов топливных систем дизелей, работающих на диметиловом эфире.
  6. Остроушко А.А., Макаров А.М., Миняев В.И., Дейнеженко В.И., Нечаев В.А. (НИИ физики и прикладной математики при Уральском государственном университете им.А.М.Горького; Институт химии твердого тела УрО РАН; Управление "Энергогазремонт" филиал АО "Уралтрансгаз"; ООО НПФ "Транс-титан" (г.Пермь)) Разработка нейтрализаторов выхлопных газов, не содержащих платиновых металлов; устройство осушки природного газа.
  7. Звонов В.А., Теренченко А.С. (ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ") Анализ образования оксидов азота в цилиндре дизеля при сгорании альтернативных топлив.
  8. Захаров Е.А., Злотин Г.Н., Иванов Ю.В. (Волгоградский государственный технический университет) Токсичность отработавших газов ДВС с искровым зажиганием при локальном расслоении топливовоздушной смеси.

Стендовые сообщения

  1. Шатров М.Г. (МАДИ(ГТУ)) Интегрированный обучающий комплекс "ДВС": состояние и перспективы развития.
  2. Голубков Л.Н., Гришин А.В., Емельянов Л.А. (МАДИ(ГТУ)) Результаты исследования аккумуляторной топливной системы с электроуправляемыми форсунками.
  3. Голубков Л.Н., Ишханян А.Э. (МАДИ(ГТУ)) Разработка и исследование топливной системы дизеля, использующего в качестве топлива диметилровый эфир.
  4. Славуцкий В.М., Салыкин Е.А., Липилин В.И., Заяд М.С. (Волгоградский государственный технический университет) Система топливоподачи дизеля с регулируемым начальным давлением.
  5. Дмитриев Н.В., Марков Н.С. (Рязанская государственная сельскохозяйственная академия) Использование генераторного газа на дизельных ДВС.
  6. Васильев В.Н., Корнилов А.Я. (Волжский филиал МАДИ(ГТУ)) Расчет системы смешивания жидкого топлива на основе перфорации внутренней части трубы аппарата.
  7. Барковский Ю.Б., Дмитриев Н.В., Курбатова О.В. (Рязанская государственная сельскохозяйственная академия) О едином показателе эффективности обратимых термодинамических циклов.

2 заседание 5 февраля в 10.00 (ауд 282).

  1. Каменев В.Ф., Лежнев Л.Ю. (ГНЦ НАМИ) Гибридный автомобиль: проблемы и решения.
  2. Гутаревич Ю.Ф., Корпач А.А. (Национальный транспортный университет (г. Киев)) Исследование работы двигателя с искровым зажиганием на бензоспиртовых смесях.
  3. Хачиян А.С., Шишлов И.Г., Хамидуллин Р.Х. (МАДИ(ГТУ)) Результаты разработки газового двигателя для городских автобусов.
  4. Черняк Б.Я., Лещенко И.А., Аманов К.А., Вощанкин С.В., Сковорода-Лузин А.Ю., Смирнов А.Б. (МАДИ(ГТУ)) Вопросы автоматизации настройки и подстройки МСУ ДВС.
  5. Кавтарадзе Р.З., Гайворонский А.И., Фёдоров В.А. (МГТУ им. Н. Э. Баумана) Расчёт процессов тепловыделения и локального теплообмена в камере сгорания быстроходного дизеля
  6. Фомин В.М., Каменев В.Ф., Хрипач Н.А. (ГНЦ НАМИ) Метод термохимической регенерации теплоты отработавших газов.
  7. Афанасьев А.Н., Бортников Л.Н., Русаков М.М., Шайкин А.П. (Тольяттинский государственный университет) Водород и ДВС автомобиля.

Стендовые сообщения

  1. Малиованов М.В., Хмелёв Р.Н. (Тульский государственный университет) Исследование влияния газодинамических процессов на функционирование ДВС (на примере малоразмерного одноцилиндрового дизеля).
  2. Шатров М.Г. (МАДИ(ГТУ) Формирование требований к САПР ДВС на основе Cals-технологий.
  3. Авдеев К.А., Малиованов М.В. (Тульский государственный университет) О моделировании неустановившихся режимов функционирования транспортных двигателей.
  4. Корчагин В.А., Антонов В.М., Тонких В.М., Тонких А.В. (ЛГТУ, Липецк-Лада) Двигатель с раздельными тактами.
  5. Чесноков С.А., Демидов М.И., Кузьмина И.В., Рыбаков Г.П. (Тульский государственный университет) Математическая модель смесеобразования при впрыске топлива в цилиндр ДВС.

3 заседание 5 февраля в 14.00 (ауд 282).

  1. Эфрос В.В. (Владимирский государственный университет) Пути совершенствования быстроходных поршневых двигателей и подготовка инженерных и научных кадров.
  2. Матейчик В.П. (Национальный транспортный университет, г. Киев) Системные методы исследования энергоустановок транспортных средств.
  3. Чайнов Н.Д., Мягков Л.Л., Матисен А.Б. (МГТУ им. Н. Э. Баумана) Создание модели расчета шатунов транспортных форсированных двигателей с целью выбора рациональных параметров конструкции.
  4. Гальговский В.Р., Голиков В.П. (ОАО "Автодизель", ЯГТУ) Формирование новой организации рабочих процессов в дизельных двигателях ЯМЗ.
  5. Пинский Ф.И. (МГТУ МАМИ) Конструкции и алгоритмы управления свободнопоршневых безвальных линейных дизель-генераторов для комбинированных энергетических установок транспортных средств.
  6. Кочетков Е.А. (Астраханский государственный технический университет) Анализ методов расчёта кавитационных разрушений втулок цилиндров СДВС.
  7. Чальцев М. Н., Мищенко Н. И, Судак Ф. М., Химченко А. В., Крамарь С.Н. (Донецкий национальный технический университет - автомобильно-дорожный институт) Перспективные двухтактные автомобильные двигатели.

Стендовые сообщения

  1. Каргин С.А. (Астраханский государственный технический университет) Аналитическое и расчетное обоснование рабочего процесса ДВС с комбинированным смесеобразованием и принудительным воспламенением.
  2. Строков А.П., Быков В.И. Долганов К.Е., Лисовал А.А. (Головное специализированное КБ по двигателям средней мощности - ГСКБД, г. Харьков, Национальный транспортный университет, г. Киев) Автомобильные дизели СМД.
  3. Петридис А.В., Толкушев А.А., Куприянова И.Ю., Петридис Н.И., Винокуров О.В. (Курский государственный технический университет) Применение быстрозакаленных порошков, полученных электроэрозионным диспергированием, в технологиях восстановления автомобильных деталей.
  4. Алексеев И.В., Набиль Гадир. (МАДИ(ГТУ)) Методика оценки работоспособности составного поршня дизеля с наддувом.
  5. Родионов Ю. В. (Пензенская государственная архитектурно-строительная академия, г. Пенза) Альтернативная технология обкатки автотракторных двигателей.
  6. Грабовский А. А., Шаронов Г.И., Пульпинский Я.С. (Пензенский государственный университет, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия) Перспективный двигатель внутреннего сгорания.
  7. Грабовский А. А., Шаронов Г.И. (Пензенский государственный университет, Пензенская государственная архитектурно-строительная академия) Силовой агрегат нетрадиционной конструктивно-компоновочной схемы.
  8. Васильев А.В. (Тольяттинский государственный университет) Концепция и теоретические основы гибридного акустического наддува
  9. Заббер Джаллел (Астраханский государственный технический университет) Расчетно-аналитическое исследование тепловой нагрузки на зеркало цилиндровой втулки судового дизеля
  10. Абрамчук Ф.И. (Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет) Теплоотдача в масло при циркуляционном охлаждении поршней быстроходных автотракторных двигателей.

Секция "Экологические проблемы в АТК"

1 заседание 4 февраля в 13.30 (ауд. 242)

Председатель - д.т.н., проф. Трофименко Ю.В.
Зам. председателя - д.т.н., проф. Ставров О.А.
Секретарь - к.б.н., доцент Лобиков А.В.
  1. Трофименко Ю.В. (МАДИ-ГТУ) Проблемы промышленно-транспортной экологии и подготовки инженеров-экологов для автотранспортного комплекса.
  2. Трофименко Ю.В., Лобиков А.В., Боксерман М.А., Григорьева Т.Ю., Крючков Д.М. (МАДИ-ГТУ) Комплексный мониторинг транспортного загрязнения территории крупного города.
  3. Буслаев А.П., Новиков А.В.,.Таташев А.Г, Яшина М.В. (МАДИ-ГТУ) Математические модели в задачах автотранспортного комплекса.
  4. Поспелов П.И. (МАДИ-ГТУ) Совершенствование показателей шума транспортных потоков.
  5. Тольский В.Е. (ГНЦ ГУП НАМИ) Проблема снижения внешнего шума автомобилей отечественного производства.
  6. Дербаремдикер Д.А. (МАДИ-ГТУ) Нелинейная динамика автомобилизации страны и дорожно-транспортных происшествий (Феномен В.Н.Луканина).
  7. Кавтарадзе Д.Н. (МГУ) Концепция экологической политики для транспортной отрасли - учёт биосферных ограничений.
  8. Шелмаков С.В. (МАДИ-ГТУ), Кунин Ю.И., Донченко В.В. (ФГУП НИИАТ) Разработка прогноза изменения экологических характеристик и характеристик топливопотребления парка автотранспортных средств в Российской Федерации.
  9. Донченко В.В., Кунин Ю.И. (ФГУП НИИАТ) Проблемы совершенствования процедур контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств.
  10. Васильев А.В. (Тольяттинский госуниверситет) Пути совершенствования экологических и потребительских качеств автотранспортных средств. Поиск оптимальных решений.
  11. Корчагин В.А., Евсеева Ю.Н. (Липецкий ГТУ) Оценка экологических качеств дизеля и карбюраторного двигателя.
  12. Васильев В.А. (МАДИ-ГТУ) Состояние и перспективы повышения экологической безопасности ПТБ автомобильного транспорта.
  13. Бобков А.В., Петров Н.Н. (РОСДОРНИИ) Некоторые результаты обследования системы водоотвода и очистки поверхностного стока искусственных сооружений автодороги "Дон" на участке МКАД-Кашира.
  14. Самодурова Т.В. (Воронежский государственный архитектурно-строительный университет) Специализированные дорожные прогнозы и ресурсосберегающие технологии зимнего одержания дорог на их основе.
  15. Порадек С.В. (НПФ МДорМ) Особенности применения пылеулавливающего оборудования на асфальтобетонных заводах.
  16. Котиков Ю.Г. (АДИ СПбГАСУ) Объектно-ориентированная иерархия потоков в логистике.

2 заседание 5 февраля, среда 10.00 (ауд. 242)
КРУГЛЫЙ СТОЛ

  1. Парфенов Е.В., Кунин Ю.И. (ФГУП НИИАТ), Галевко Ю.В. (НИЦИАМТ) Принципы нормирования внешнего шума автомобилей в эксплуатации.
  2. Тюфяков А.С., Дмитриевский А.В. (ГНЦ РФ НАМИ) Снижение выброса токсичных веществ полноприводными автомобилями с бензиновыми двигателями.
  3. Ерохов В.И., Ревонченков А.М. (МГТУ МАМИ) Совершенствование экологических характеристик автомобилей с лазерной системой зажигания.
  4. Салмин В.В. (ПГАСА, г. Пенза) Экологические аспекты использования моторных масел в ДВС.
  5. Авенариус И.А., Лелюхин А.М., Трофименко Ю.В. (МАДИ-ГТУ), Тихонова Г.И., Бузин В.Б. (ВНИИФТРИ) Электромагнитное поле е электротранспорте и здоровье человека.
  6. Авенариус И.А., Панков И., Трофименко Ю.В., Шелмаков С.В. (МАДИ-ГТУ), Бузин В.Б. Измерение магнитных полей в салоне легкового автомобиля.
  7. Меркулов А.В., Григорьев О.А. (Центр электромагнитной безопасности, Москва), Григорьев К.А. (МАДИ-ГТУ) Инструментальный контроль интенсивности электромагнитного поля в салоне легкового автомобиля.
  8. Рузский А.В. (МАДИ-ГТУ), Кунин Ю.И., Донченко В.В., Степанов И.Г. (ФГУП НИИАТ) Разработка методики расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств, гармонизированной с международными методиками EMEP/CORINAIR.
  9. Трофименко Ю.В., Бакатин Ю.П., Шелмаков С.В. (МАДИ-ГТУ) Пути снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу дорожно-строительными машинами.
  10. Донченко В.В., Черпаков Р.Ю. (ФГУП НИИАТ) Разработка методологии планирования мероприятий по повышению экологической безопасности автотранспорта в условиях крупного города.
  11. Неводник С.В., Донченко В.В. (ФГУП НИИАТ) Исследование вопросов оценки экологического риска при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.
  12. Хассан М. (МАДИ-ГТУ) Оценка экологической безопасности автотранспорта в открытом карьере.
  13. Казьмин Д.М., Донченко В.В., Кунин Ю.И. (ФГУП НИИАТ) Анализ эффективности мер по ограничению движения автотранспортных средств в крупных городах.
  14. Гориванова С.М., Гриванов И.Ю., Старков В.С. (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса) Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха в г. Владивостоке.

3 заседание 5 февраля, среда 14.00 (ауд. 242)
КРУГЛЫЙ СТОЛ

  1. Кавтарадзе Д.Н., Фридман В.С., Медведева О.Е. (МГУ) Оценка экологического ущерба от автотранспортного воздействия на территорию национального парка "Русский Север" (Вологодская обл.).
  2. Фридман В.С., Леонов А.П. (МГУ) Воздействие развития дорожной сети на биоразнообразие природных территорий: механизмы экосистемных и фаунистических изменений.
  3. Лобиков А.В., Кузьминчук О.В., Маркичев В.А. (МАДИ-ГТУ) Эколого-экономическая оценка целесообразности проектирования защитных насаждений вблизи городских автомагистралей.
  4. Евгеньев Г.И. (Росавтодор) Экологические проблемы баз хранения противогололедных материалов.
  5. Самодурова Т.В., Федорова Ю.В. (ВГАСУ) Экологические показатели для оценки эффективности управления зимним содержанием дорог.
  6. Лапташкина Л.М., Маслова С.П. (Волжский филиал МАДИ-ГТУ) Автомобильная дорога как органичный элемент ландшафта.
  7. Лапташкина Л.М. (Волжский филиал МАДИ-ГТУ) Дорога должна быть "зеленой".
  8. Дмитриев А.В. (Государственный природный заповедник "Присурский") Солдатова В.А. (Волжский филиал МАДИ) О видеоэкологии транспортных магистралей.
  9. Дмитриев А.В. (Государственный природный заповедник "Присурский") Солдатов С.П. (Волжский филиал МАДИ) О транспортной экологии.
  10. Солдатова В.А. (Волжский филиал МАДИ) Электротермическая технология переработки твердых промышленных и бытовых отходов.
  11. Петелин Ю.Ю. (НПФ "Эковейст"), Солдатов С.П. (Волжский филиал МАДИ) О пиролизно-восстановительной переработке твердых отходов в автомобильно-дорожной отрасли.
  12. Завьялов М.А. (Сибирская автомобильно-дорожная академия, Омск) Разработка алгоритма технологических операций для автоматизированного уплотнения асфальтобетонной смеси.
  13. Горчаков Ю.Н., Старков С.В., Старков А.В. (Дальневосточный государственный технический университет) Подготовка специалистов для автомобильной отрасли Приморского края.
  14. Дербаремдикер А.Д. (МАДИ-ГТУ), Аракелова В.А. (НКП "Здоровье) Экология, нозология, БАДы и здоровье сотрудников МАДИ.
  15. Гогайзель А.В. (Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет, Украина) Оптимизация эволюции жизненного цикла смазывающей среды силовых агрегатов автотранспортных средств.

Подведение итогов работы секции

Резолюция научно-технической конференции

"Луканинские чтения. Пути решения энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе"

4 - 5 февраля 2003 года, г. Москва


Заслушав и обсудив более 80 докладов и сообщений ученых и специалистов России, Германии, Украины, Белоруссии, Литвы, конференция отмечает:

  1. Актуальность энергоэкологических проблем автотранспортного комплекса постоянно возрастает.

    Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, в том числе связанных с развитием автомобилизации, а также природными процессами и явлениями.

    В числе приоритетных энергоэкологических научных исследований в автомобильной промышленности: использование альтернативных видов топлива (водород, природный газ, спирты, биотопливо); разработка математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии; создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок; разработка ДВС с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия; внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость, а также создание бортовых систем диагностики и контроля, интегрированных (интеллектуальных) систем дорожной и экологической безопасности.

    Повышению экологической безопасности автотранспортных средств (АТС) должна способствовать принятая Правительством РФ концепция повышения экологических характеристик выпускаемых автомобилей путем установки сроков введения в России перспективных норм ЕЭК ООН (ЕВРО-2,3,4), решения вопросов законодательного, организационного и технологического обеспечения процедуры вторичного использования материалов и конструкций в период полного жизненного цикла АТС, а также создание межведомственной системы мониторинга соответствия автомобильной техники техническому уровню по экологии, безопасности, надежности и другим потребительским свойствам на базе организации независимой системы испытаний в условиях реальной эксплуатации.

    Рядом организаций (НИИАТ, МАДИ, НАМИ и др.) по заданию Правительства РФ разработан проект федеральной целевой программы "Повышение экологической безопасности автомобильного транспорта", в котором предусмотрен комплекс мер по формированию и реализации экологически ориентированной транспортной политики государства, совершенствованию нормативно-методической, правовой и других основ этой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Необходимо скорейшее принятие этого документа к реализации.

    В области энергоэкологического образования и просвещения имеются определенные положительные сдвиги. Получил признание и широкое распространение в России и за рубежом компьютерный учебник по двигателям внутреннего сгорания, разработанный в МАДИ (ГТУ) под руководством член-корреспондента РАН, д.т.н., проф. В.Н.Луканина, и отмеченный премией Правительства РФ в области науки и техники в 1999 году. В 59 вузах страны готовят специалистов по инженерной защите окружающей среды, в том числе в автотранспортном комплексе (МАДИ (ГТУ) с 1995 года).

    Необходимо развитие системы подготовки и переподготовки в области экологии руководящих работников сфер производства, экономики и управления в АТК, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов, занимающихся решением вопросов обеспечения экологической безопасности и экономии топливно-энергетических ресурсов в АТК.

  2. Конференция отмечает значение научного наследия член-корреспондента РАН, д.т.н., профессора В.Н.Луканина в создании новых научных направлений повышения энергетической эффективности и экологической безопасности автотранспортного комплекса России, совершенствования подготовки специалистов. Создана научная школа, подготовлено более 10 докторов и 70 кандидатов наук. Многие научные идеи В.Н.Луканина не теряют актуальности, и будут развиваться учениками и последователями. Будучи ректором МАДИ (ГТУ) он много сделал для развития автомобильно-дорожного образования в России, в других странах.
  3. Конференция отмечает высокий научно-технический уровень сделанных докладов и сообщений и считает, что "Луканинские чтения" являются эффективной формой проведения обмена мнениями специалистов разного профиля, научных дискуссий по актуальным проблемам повышения экологической безопасности и снижения потребления природных ресурсов автотранспортным комплексом, т.е. в тех областях, где научный вклад В.Н.Луканина является наиболее значительным и неоспоримым.
  4. Итогом плодотворного международного сотрудничества является совместный научный труд ученых автодорожников МАДИ и Федерального института дорожного дела Германии "Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика. Российско-германский опыт" под редакцией В.Н.Луканина и К.Х.Ленца, вышедший одновременно в Германии и России на немецком и русском языках. Требуют развития и совершенствования теоретические подходы и методы описания свойств дорожной сети, приведенной к ней транспортных потоков и связанные с этим выбросы отработавших газов, транспортный шум, безопасность дорожного движения. Учитывая возрастающую опасность дорожного движения в России, истощение генофонда человека в результате дорожно-транспортных происшествий следует считать одной из ключевых экологических проблем АТК, которую следует рассматривать в рамках Луканинских чтений.
  5. Конференция предлагает Государственной службе дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), ГИБДД МВД РФ, УМО Минобразования РФ по автомобильно-дорожному образованию использовать приведенный в монографии опыт и рекомендации в практической деятельности Росавтодора, ГИБДД, совершенствовании подготовки специалистов.
  6. Конференция считает целесообразным создать рабочую группу для поиска рациональных форм более тесного сотрудничества ученых и специалистов с целью возрождения отечественного двигателестроения.
  7. Конференция считает целесообразным проводить "Луканинские чтения" регулярно - один раз в два года.